Литература

                                      Задания по литературе:                                                                      
  1. Прочитай внимательно тексты, при этом засеки время (1 минута) и посчитай, сколько слов в минуту, ты прочитал, поставь черту, где ты закончил читать, запиши в таблицу и ответь на вопросы.                                                                    
Орёл  (Быль)                                                                                             
    Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.            Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.              Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.             Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее. Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.                        Когда он подлетел к дереву, он оглянулся- нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда. Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.      (186 слов)  (В.Осеева)                          Вопросы:                                                                                                  
 1. Для кого орёл добыл рыбу?                                                      
 2. Почему он её выронил?                                                                         
3. Какая сила вынудила птицу лететь за добычей во второй раз?
                                                    Плясунья                                                                   Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки! Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.                                 Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон- и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.                                                              И только вышел за околицу, вижу- лиса! Мышкует- промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле- ну чистое коромысло.  Вот легла на брюхо, ушки торчком- и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок- собирают себе зерно на зиму. Вдруг скинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула- вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.         Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула. Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли- слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет- не пойму! В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает! Надоело мне мокнуть- вскочил я во весь рост. Лиса увидала- тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты- только я её и видел!Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.                                                                       Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так… Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.   Плясала- не баловала, мышей из их норок выгоняла… Был бы   у неё тут пир на весь мир! Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.    (383 слова)    
                                                                                                 (Н.Сладков)                       1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?                                                                                а) Зимой                                                                                                         
б) Весной                                                                                                                        
в) Летом                                                                                                      
г) Осенью                                                                                              
 2.  Обоснуй свой ответ словами из текста.                                    
3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.                                                                          
 4.  Определи верное значение слова жнивьё.                  
 а)  Поле с созревшими зерновыми культурами.                        
 б) Поле, засеянное льном.                                                               
  в) Невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.                                                                                   
5. Определи значение слова околица в данном тексте. 
а) Изгородь вокруг деревни.                                                                    
 б) Окраина селения.                                                                                  
 в) Окольная, не прямая дорога.                                                      
6. С какой целью вышел автор из дому? 
Запиши ответ словами текста.                                                                                  

7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?                 
а) Зайца, лису, мышей-полёвок.                                                    
б) Зайца, мышей-полёвок.                                                                        
в) Лису, мышей-полёвок.                                                                   
8. Восстанови последовательность действий лисы при  мышковании.                                                                                                          
  а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету.                                    
б) Пала передними лапами и носом на землю.                                
в) Легла на брюхо, поползла.                                                                          
 г) Рванула.                                                                                  
 д) Вскинулась всем передом.                                                                          
е) Проглотила, даже не разжевав.                                                  
9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?                                                                                     
 10.   Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?                                       
11.   Запиши разгадку пляски лисоньки.          
 12.   Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.                                                                       
а) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.                        
б) Лисья пляска.                                                                        
 в) Поход за околицу.                                                                                 
г) Тайна разгадана.                                                                                         
 д) Мышкование лисицы на жнивье.                                            
 е) Желание разгадать тайну поведения лисы.                  
13.   Составь план текста из трёх пунктов.                                      
 14.   Что нового из жизни природы ты узнал?
  Произведение
Кол-во слов в минуту
Роспись родителя
В. Осеева «Орёл»
Н.Сладков «Плясунья»


2. Прочитайте следующие произведения вслух родителям.                                                                                                     
Ю.Мориц. Настоящий секрет.                                                        
А.Милн. Вини-Пух и Пятачок отправляются на охоту.   
Э.Раскин. Как папа выбирал профессию.                                                    
В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел.                                             

Комментариев нет:

Отправить комментарий