Окружающий мир


                                      


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ

Тема: "Путешествие по планете"
Цели: узнаем, как выглядит наша планета на карте мира и на глобусе, познакомимся с океанами и материками.


Глобус - это уменьшенная модель Земли. 

Посмотри на крутящийся глобус и попробуй ответить на вопрос: почему на нем больше голубого цвета
Правильно! Потому что на Земном шаре намного больше воды. 

Все голубое пространство на земле можно назвать МИРОВЫМ ОКЕАНОМ. Это солёная, водная оболочка Земли, окружающая острова и материки. Это совокупность всех крупнейших водоёмов Земли, которые называют ОКЕАНЫ. В Мировой океан входят 4 (5) океанов, которые вы уже знаете.



Давайте посмотрим на карты и найдем эти океаны...



Между океанами можно увидеть большие участки суши. Это МАТЕРИКИ (КОНТИНЕНТЫ). Давайте найдем их на карте (см.выше). Посчитай все материки. Их должно получится ровно ШЕСТЬ!



Это такой большой материк, что его поделили на две части света: Европа + Азия. Граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам (найди их). Слева от гор - Европа, справа - Азия. Посмотри, какие океаны омывают Евразию со всех сторон. Найди самую высокую точку материка.
  • Самый большой по площади материк - 54 млн.кв.км.
  • Единственный из материков, состоящий из двух частей света: Европы и Азии.
  • Самые высокие горы мира на материке - Гималаи (вершина Эверест, Джомолунгма, Сагарматха) - 8848 м.
  • Самое высокое в мире нагорье - Тибет. Площадь — около 2 млн.кв.км. Средняя высота — 4 877 м.
  • Самый большой в мире полуостров - Аравийский. Площадь 3250000 кв.км.
  • Самое соленое озеро мира - Мертвое море.
  • Самое глубокое озеро мира - Байкал. Наибольшая глубина - 1642 м.
  • Самая большая по площади страна мира - Россия - 17,1 млн.кв.км.
  • Самая маленькая по площади страна мира - Ватикан. Площадь - 0,44 кв.км.
  • Самая большая по численности страна мира - Китай - 1 млрд. 470 млн. человек.
  • Только материк Евразия омывается всеми океанами Земли. На севере - Северным Ледовитым, на юге - Индийским, на востоке - Тихим, на западе - Атлантическим.
  • Только Евразия расположена во всех климатических поясах Земли, а следовательно на материке есть все природные зоны планеты.


Найди этот материк на карте. Он находится ниже Евразии. Посмотри, какие океаны омывают Африку.
  • Самый жаркий материк.
  • Самая протяженная река мира - Нил.
  • Самая большая на суше зона разломов земной коры.
  • Единственный материк, расположенный во всех четырех полушариях (пересекается экватором и нулевым меридианом).
  • Самая большая по площади природная зона саванны.
  • Самая большая пустыня мира - Сахара. Площадь - 8,6 млн. кв.км.



Найди материк на карте. Какие океаны омывают этот материк?
  • Большую часть Северной Америки занимают страны США и Канада. 
  • Здесь находится самый первый в мире национальный парк - Йеллоустонский
  • Ниагарский водопад – самый знаменитый водопад мира.
  • Гранд-Каньон – самое большое в мире ущелье, образованное течением реки Колорадо.
  • Долина Смерти - самая глубокая впадина Северной Америки - 86 метров, здесь зафиксирована максимальная температура планеты +58,2 градуса.
  • Здесь растут самые большие деревья - секвойи.
Ниагарский водопад
Гранд-Каньон
Долина Смерти 
Йеллоустонский парк
Секвойя у основания
Секвойи

Найди материк на карте. Какие океаны омывают этот материк?
  • Самый влажный материк Земли.
  • Самый высокий водопад мира - Анхель, на реке Чурун.
  • Самое высокогорное озеро мира - Титикака. Высота над уровнем моря - 3821 м.
  • Самая полноводная река мира - Амазонка, имеющая и самый большой в мире речной бассейн - 7 млн. кв.км.
  • Самая суровая пустыня мира - Атакама.
  • Самые протяженные горы мира - Анды (9000 км).
Водопад Анхель (Венесуэла)
Анды (левая часть материка)
Пустыня Атакама
Горное озеро Титикака (в Андах)
Река Амазонка

Найди Австралию. Посмотри, какие океаны омывают материк.
  • Самый маленький материк Земли.
  • Самый сухой материк Земли - пустыни занимают почти половину его площади.
  • Единственный материк, где нет действующих вулканов.
  • Самый низкий материк Земли - средняя высота составляет 215 м.
  • Весь материк занимает одно государство - Австралийский Союз.
  • Австралия - материк животных-эндемиков.
Найди на плакате животных эндемиков Австралии
(это те животные, которые встречаются ТОЛЬКО в Австралии!!!)

На данной карте полушарий Антарктиду можно увидеть внизу. Это материк, покрытый льдами и снегами. Давайте посмотрим на Антарктиду в целостном виде. Для этого нужно взять глобус и посмотреть в самую южную точку (нижнюю). Вот, что мы увидим снизу:

А так выглядит Антарктида из космоса.
  • Самый холодный материк. На станции Восток зафиксирована -89,2 градуса.
  • Самый ветреный материк Земли.
  • Вместе с ледниковым куполом Антарктида самый высокий материк Земли.
  • Антарктида была открыта самой последней из материков .
  • Антарктида пересекается всеми меридианами Земли.

Айсберг – это ледяная глыба, которая может образоваться у берегов Антарктиды


Найди на карте океаны и материки. Перечисли их названия, покажи
Покажи на карте Анды, Тибет, Уральские горы.
***
Где находится самое глубокое озеро в мире?
***
На каких материках есть пустыни. Покажи пустыню Сахара.
***
Каких животных называют ЭНДЕМИКИ?
***
На каком материке располагается Россия? США? Канада?
***
Назови самый маленький материк. Покажи на карте.
***
Какой материк самый влажный? Покажи на карте.
***
Какое самое большое дерево в мире. На каком материке оно встречается?
***
Назови самый жаркий материк. Покажи на карте.
***
Какой материк самый ветреный? Покажи его на карте или глобусе.

Тема урока: "Города России"
Цель: виртуальные путешествия по городам России, узнать достопримечательности этих городов.
Задание: выбрать город, провести виртуальную экскурсию, сделать кластер или паутинку ассоциаций... Дополнительное задание - сделать презентацию своего любимого города, сообщение или доклад о конкретной достопримечательности любого города, фотоочет своего путешествия по городу (России).

***
Золото́е кольцо́ Росси́и — туристский маршрут, проходящий по древним городам Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел.
Виртуальные экскурсии по Золотому кольцу России

***
Москва - столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России - 12 197 596 чел. (2015). Основан в 1147 году, столица России с 1340 года, площадь 2561,5 км кв. Москва расположена на реке Москве. Столицу обслуживают 5 аэропортов, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта, 1 метрополитен.
***
Виртуальная экскурсия по Кремлю



Тема: "Россия на карте"
Цель: учиться работать с картой. Тренируемся находить горы, равнины,реки, озера, моря, города России.

Сможешь ли ты найти Россию на глобусе?
На каком материке она расположена?
В каком полушарии, в Северном или Южном?
***




КАРТА - уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
Условные знаки на разных картах могут быть разными. Это зависит от вида карты. Условные значки на карте еще называют - легенда карты.  

Посмотри на легенду этой карты. Обрати внимание, что водные ресурсы отмечены синим и голубым цветом. Чем глубже, тем темнее цвет. Равнины отмечены зеленым цветом. Возвышенности - коричневым (чем выше, тем темнее). Посмотри, как обозначаются города и столицы, как выглядит граница страны, как обозначены болота, озера, ледники... Попробуй почитать карту сам. 

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ
Физическая карта России даёт наглядное представление 
о рельефе в различных областях России.
Найди на физической карте России границу государства, покажи равнины и горы. Не забывай про легенду карты.
Зайди СЮДА http://город-на-карте.рф/images/geographic-map-russia.jpg и посмотри подробную физическую карту России. Карту можно увеличивать, нажав на то место, что хочешь увеличить.
Попробуй найти свой город на карте. Найдите город Новороссийск
Найдите Черное море. Посмотри, все ли море входит в состав России? С каким море сообщается Черное море.  Посмотри, как обозначается граница России на этой карте. Удачи тебе и интересного поиска.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ
На карте отмечены города, реки, озера, горы и другие объекты.
Географическая карта - это та же самая физическая карта. Зайди СЮДА http://город-на-карте.рф/images/geographic-map-russia.jpg и посмотри на рельеф России.  Найди Уральские горы. Они разделяют Россию почти пополам. Найди озеро Байкал. Найди Черное море. Найди две большие низменности России - Западно-Сибирскую равнину и Восточно-Европейскую низменность. Проанализируй, какая часть России находится выше, восточная или западная? Посмотри, какие моря омывают Россию на севере и востоке.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КАРТА РОССИИ
На карте обозначены области и республики. Указаны часовые пояса России.
Это административная карта России. Цветом выделены республики, области. Зайди СЮДА http://город-на-карте.рф/images/administration-map-russia.jpg и посмотри на подробную административную карту России. Карту можно увеличивать и прокручивать. Обрати внимание на легенду этой карты. Совпадает ли она с предыдущей картой? Как ты думаешь, почему?

***

***
КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА РОССИИ 

Тема: "Ориентирование на местности"
Цель: учиться определять стороны горизонта по компасу и природным признакам.


  
Тема урока: "Формы земной поверхности"
Цель: узнаем разные формы земной поверхности, научимся сравнивать холм и гору.



Если скалы и хребты гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут камнепады там и тут,
Ну, какие разговоры – знаешь ты, что это …
ГОРЫ!
Гора –
возвышенность более 200 метров над окружающей местностью.
На карте обозначена коричневым цветом.
Холм – 
небольшая выпуклая возвышенность, 
не превышающая 200 метров над окружающей местностью.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧЕМ СХОЖИ ГОРЫ И ХОЛМЫ?
ЧАСТИ ГОР И ХОЛМОВ
Подошва – самая низкая часть холма или горы.
Вершина – самая высокая часть холма или горы.
Склон – часть между подошвой и вершиной. 
Склон бывает крутой и пологий

Посмотри, какая даль без конца и края,
Речка тихая журчит, в камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей – знакомая картина.
Только нет тебя милей, далекая… 
РАВНИНА!
Равнина – 
ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь
и имеющий небольшие различия по высоте.
 ОВРАГИ.
Овраг - углубление на равнинах.
Овраги приносят вред, разрушая верхний плодородный слой почвы!

Части оврага.


КАК НА КАРТЕ ЦВЕТОМ ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД РЕЛЬЕФА?


 Тема: "Посмотри вокруг" 
Цель урока: узнаем, что такое линия горизонта, научимся различать стороны горизонта и записывать их на схеме (роза ветров)



















Окружающий мир - 3 класс
Тема урока: "Человек"
Задачи урока:
  • знакомимся с организмом и органами человека;
  • учимся прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
  • знакомимся  с органами чувств их значением для человека;
  • учимся беречь органы чувств.



Итак, ребята, вы уже знаете, что живая природа образно делится на 4 царства: животные, растения, грибы и бактерии + город лишайников.
Как вы думаете, в каком царстве живет человек? Докажи, назови общие признаки человека и жителей того царства, которое ты выбрал.


Человек - часть живой  природы. Это очевидно! Он дышит, питается, размножается, растет, развивается...., как и другие живые существа. Можно было бы по этим признакам отнести человека к животным.  Но человеку присущи и такие качества, которыми животные не обладают. 


Как ты думаешь, что есть у человека, но нет или не достаточно у животных?
Приведи примеры.




Человек может создавать то, чего не создавала природа сама. С точки зрения людей верующих, человек - создание бога, который был создан по образу и подобию своему. Не иначе, как творцом. По сути, мы вольны создавать и творить, чего не дано было животным. Но творить могут только те существа, которые имеют разум. 

Человек - творец. Он сам может создавать свои миры, строит города, пишет книги, сочиняет музыку, рисует картины, создает технику, делает новые открытия. 


Что мы имеем? Человек - это и часть живой природы, и часть общества (социума). Человек  в отличие от животных передвигается на двух ногах, может мыслить, рассуждать, планировать свою деятельность, заниматься творчеством, создает самостоятельно орудия труда и разные вещи, в общении использует разные виды речи (устную, письменную, эмоциональную), изучает природу и самого себя...
Это потому, что человек имеет РАЗУМ.



А как вы думаете, где "жилище" разума человека?



Конечно, это головной мозг. У человека он особенно развит.  Это наш внутренний компьютер. Состоит наш мозг из двух полушарий, как ядрышко в грецком орешке.
Благодаря этим двум полушариям мы умеем решать примеры и задачи, придумываем что-то, умеем ориентироваться в нашем трехмерном пространстве, читаем, пишем, размышляем, фантазируем, логически мыслим и многое другое.


Еще человек умеет переживать, сочувствовать, испытывать разные эмоции (радость, восторг, сочувствие, сожаление...). Каждый человек имеет свои особенности характера и свои человеческие качества, которые может сам регулировать и менять благодаря своему собственному ВЫБОРУ. Он САМ РЕШАЕТ, быть ему добрым или злым, жадным или щедрым, завистливым или самодостаточным. Мы называем это ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА или ДУШЕВНЫМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА. Когда мы хотим разобраться в своем внутреннем, душевном мире, мы становимся ПСИХОЛОГАМИ. Есть такая наука - ПСИХОЛОГИЯ (с греческого языка это переводится так: "психЕ" = душа"лОгос"-наука, знания)

В течение всей своей жизни человек ПОЗНАЁТ окружающий мир с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВТак происходит ВОСПРИЯТИЕ человеком окружающего мира.
  • Благодаря ЗРЕНИЮ  мы можем видеть предметы, их признаки и перемещения, можем сравнивать и сопоставлять, оценивать обстановку.
  • Благодаря СЛУХУ мы можем общаться, ориентироваться в пространстве по звукам, слышать разные звуковые сигналы.
  • ОБОНЯНИЕ помогает изучать мир по запахам. 
  • С помощью ОСЯЗАНИЯ - мы можем определять некоторые свойства предметов - холодный он или горячий, плоский или выпуклый, острый или тупой и т.д. 
  • ВКУС помогает нам различать разную пищу. Кстати, язык определяет это с помощью особых рецепторов, которые находятся в разных его участках. 
А с помощью чего еще познает человек мир, в котором живем?
  • ПАМЯТЬ - наша кладовая. Благодаря ей человек накапливает в своем мозгу-компьютере знания и опыт. Для памяти ценны все ощущения, и приятные для человека, и отрицательные. Потому что это позволяет нам не повторять своих ошибок.
  • МЫШЛЕНИЕ - помогает нам сравнивать, классифицировать, обдумывать, устанавливать связи между предметами и явлениями, помогает нам делать выводы.
  • ВООБРАЖЕНИЕ - помогает нам представлять то, чего перед нами нет. 
Восприятие, память, мышление, воображение работают не сами по себе, а ВМЕСТЕ. Так получается цельная сложная картинка жизни во всей ее красоте.

Очень важно научиться ценить все эти инструменты Жизни, которые помогают нам не просто существовать, а жить интересной, радостной жизнью. 

Берегите свое здоровье, развивайте память, мышление, воображение. И будьте счастливы!

Окружающий мир - 3 класс
Тема урока: "Общество"
Что узнаем:
  • что такое общество;
  • из каких составных частей оно складывается;
  • постараемся понять, каково место человека в обществе.


Вы прочитали тему урока, которая состоит из одного слова: "ОБЩЕСТВО". Вслушайтесь в это слово и попробуйте своими словами сказать, как вы думаете, что это? 



На прошлом уроке мы говорили о том, чем человек отличается от животного. И немного коснулись понятия "общество", когда говорили о том, что человек - это часть живой природы и часть общества.
Попробуем разобраться, что   такое общество, почему оно так называется. Давайте еще раз произнесём это слово: О Б Щ Е С Т В О. Наверняка кто-то из вас услышал в слове ОБЩЕСТВО то, что намекает нам на что-то ОБЩЕЕ. Что же такого общего мы имеем?  
Смотрим на ключевые слова и добавляем еще...


Когда говорим о ВСЕХ ЛЮДЯХ нашей планеты Земля, тогда это общество называется ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Каждый человек сам по себе - индивид. Представим себе много индивидов людей ... 


Если бы каждый человек жил сам по себе и не зависел от других людей, это нельзя назвать обществом. А вот, когда у них появляются какие-то отношения, когда люди начинают каким-то образом воздействовать друг на друга, тогда они начинают делиться друг с другомобмениватьсявлиятьизменять друг друга... Вот тут можно говорить об обществе.  


Как ты думаешь, а СЕМЬЮ можно назвать обществом? 
Попробуй аргументировать свой ответ.




Семья - очень важная часть общества. Она объединяет самых близких друг другу людей, которых можно вписать в родовое древо. Они живут в одном доме, ведут общее хозяйство, заботятся друг о друге, у них общие традиции, праздники... Ну вот мы  доказали, что семья - это маленькое общество тоже.
 

А вот еще одно понятие - НАРОД. Попробуй своими словами рассказать, что такое народ, почему так называется. Как ты думаешь, народ можно считать частью общества?


Что ж, давайте посмотрим на схему и докажем, что НАРОД - ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА.

 На Земле насчитывают около 4 тысяч (4000) различных народов. Это французы, англичане, румыны, немцы, русские... У нас в России живет более 190 разных народов. 




Возьмите для примера один любой народ и докажите, что он является частью общества.


Каждый человек живет в какой-нибудь СТРАНЕГОСУДАРСТВЕ..  На Земле около 200 (двухсот) государств. Возьми политическую карту мира и найди некоторые государства.


Большая подробная карта мира тут http://www.raster-maps.com/large-detailed-political-map-of-the-world/ 

Давайте на примере нашей страны посмотрим, чем определяется статус ГОСУДАРСТВА.


Не в каждой стране главой государства является президент, как в нашей стране, как во Франции или США... Есть страны, где правят монархи (короли, королевы, императоры, великие герцоги, султаны...). 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий